Как за восемь месяцев учебы изменить взгляд на бизнес
Business Zoom: новая программа Стокгольмской Школы Экономики в России для тех, у кого нет времени на Executive MBA.
В октябре 2017 года Стокгольмская Школа Экономики запускает в России 6-модульную программу Business Zoom, адресованную руководителям и собственникам компаний, а также функциональным менеджерам высшего и среднего уровня. Обычно в названиях образовательных курсов делается акцент на функционале, который они позволяют освоить. Новая программа со шведскими корнями названа метафорично. И это не случайно. Она ориентирована на менеджеров, которым важно не просто получить отдельные знания, но целостно осмыслить свою работу и творчески выработать новые бизнес-идеи.
Zoom – свойство фотообъектива удалять и приближать изображение. Применительно к обучению это означает рассмотрение бизнеса с разных точек – c дальней, позволяющей увидеть глобальные тенденции рынков и освоить самые передовые технологии менеджмента, и с ближней, дающей навык применения знаний на уровне конкретных проектов. Такой подход роднит Business Zoom с Executive MBA. Еще одно сходство – модульный принцип обучения: шесть модулей по четыре дня, половина которых пройдет в Москве и половина - в Санкт-Петербурге. Но магистерской степени в управлении Business Zoom не дает. Создатели адресуют эту программу не тем, кому нужны формальный статус и «корочки», а тем, кому важно с минимумом затрат получить знания сегодня, чтобы начать применять их уже завтра.
Какие знания и навыки вы получите, выбрав Business Zoom? В чем особенности этого формата обучения? Об этом Executive.ru рассказал директор корпоративных программ Стокгольмской Школы Экономики в России Алексей Попов.
Фокус на предпринимательстве
Executive.ru:Как родилась идея программы? Кому она будет полезна?
Алексей Попов: Наша школа одной из первых в России, еще в 2000 году, стала предлагать программы Eхecutive MBA. Это высшая лига бизнес-образования, такая программа рассчитана на опытных управленцев и длится у нас два года. А идея Business Zoom – обратиться к тем слоям людей, занятых в бизнесе, которые не готовы к таким существенным временным усилиям. Они хотят быстро получить суть. И Zoom такую возможность дает. Эта программа более доступна: она короче и дешевле. Рабочий язык программы русский. Иностранные преподаватели работают с синхронным переводом.
Executive.ru:Есть ли еще в России такие короткие программы с элементами MBA?
А.П.: В портфелях наиболее сильных школ они есть. Это не уникальный продукт. Но сама Стокгольмская Школа Экономики – уникальное явление на нашем рынке образования. Это один из лучших бизнес-университетов Северной Европы, занимающий ведущие позиции в образовательном рейтинге Financial Times. В России действует его стопроцентный филиал, программы которого составляются на основе тех же стандартов и ценностей, что и в Швеции. Наш бренд стал символом качества образования. Именно это привлекает многих, кто к нам поступает.
Executive.ru:Какие подходы школы к обучению отразились в программе Business Zoom?
А.П.: Когда Стокгольмская Школа Экономики в 1997 году пришла в Россию, она начинала именно с коротких программ для молодых предпринимателей. И то, что в 2017 году мы снова запускаем программу для людей предпринимательского типа, которым нужны знания, чтобы вывести свой бизнес на новый уровень, - это своеобразное возвращение к истокам.
Executive.ru:Под предпринимательством часто имеют в виду малый бизнес, стартапы. Как вы смотрите на это явление?
А.П.: Намного шире. Предпринимательство – это некая философия управления, в том числе и большой компанией. Есть даже такой английский термин – intrapreneurship, то есть предпринимательство внутри большой компании. Мы исходим из этой трактовки и адресуем свою новую программу инициативным менеджерам, отвечающим за свой бизнес-продукт, свое бизнес-направление. А размеры компании и участие в составе учредителей значения не имеют.
Executive.ru:Сегодня, когда российский бизнес преодолевает последствия кризиса, предпринимательские качества важны, как никогда.
А.П.: Да. В таких условиях нужно менять парадигму, картинку перед глазами. Важно не просто повышать эффективность отдельных бизнес-процессов, повышать производительность труда и улучшать KPI, но и найти новые форматы работы. Скажем, с применением новых цифровых технологий. Чтобы сделать что-то совершенно новое, часто нужно встряхнуться и отказаться от каких-то старых схем. Мы хотим, чтобы обучение на программе Business Zoom стало такой встряской.
Западный опыт в российских реалиях
Executive.ru:На каких передовых направлениях в менеджменте Business Zoom делает фокус?
А.П.: Мы не гонимся специально за новыми вещами, которые появляются в практике и теории управления. Но программа должна отвечать практике сегодняшнего дня. И, поэтому блок «Управление проектами» построен у нас на базе agile-методологий. Поэтому мы будем рассматривать коучинговые методы в менеджменте. Поэтому у нас будут занятия, посвященные бережливому производству или, если шире, бережливому мышлению. Будем изучать бизнес-модели как элемент стратегического управления - ситуации, когда, чтобы ускорить развитие, компания в корне пересматривает свою бизнес-модель. В мире таких историй сейчас очень много, прежде всего в связи с развитием цифровых технологий. Обязательно будет рассматриваться цифровая трансформация компаний, цифровые каналы маркетинга. Но не очень глубоко: интернет и IT не являются для этой программы фокусными темами.
Executive.ru:На опыт каких компаний – зарубежных или российских – больше ориентируется программа?
А.П.: У нас нет такой дилеммы. Мы зарубежная школа, которая находится в России. И это создает уникальное позиционирование, зашитое в сам формат обучения. Западные преподаватели, который много лет работают с нами, лучше знают западную бизнес-среду. На своих занятиях они приводят примеры из глобальной практики и теории менеджмента. Но учатся у нас менеджеры из России. Получается хорошая комбинация. Аудитория обсуждает примеры из собственной практики на основе глобальных взглядов на бизнес и учится применять западные теории менеджмента в российских реалиях. При этом важно, чтобы программа была поликультурной и представляла взгляды на бизнес под разным «углом зрения». Поэтому мы намеренно приглашаем профессоров не только из Швеции, и не только из Европы. У нас на программе будет профессор маркетинга из США. И у нас бывают преподаватели, например, из Австралии и Канады.
Executive.ru:За какие части программы отвечают западные и российские преподаватели?
А.П.: Мы не делаем «разделения труда» по страновому принципу. Мы работаем с лучшими специалистами в своих областях. Но из этого правила я бы сделал несколько исключений. По нашему опыту, финансовый менеджмент в формате короткой программы для русскоязычной аудитории более эффективно проходить с русскоязычным преподавателем. Это не связано со спецификой российского бизнеса. Это связано с тем, что нет необходимости делать перевод незнакомых терминов и сложных понятий, и сильно экономится время. А о маркетинге и инновациях интереснее послушать у преподавателей с Запада, которые общаются с глобальными компаниями и обладают самой свежей информацией об изменениях в этих областях. И еще некоторое преимущество русскоязычные преподаватели получают в тренинговых форматах, построенных на играх и интерактиве. Важно, чтобы тренер давал каждому участнику активную обратную связь. И это опять-таки быстрее происходит без перевода с иностранного языка. Хотя и здесь, все равно, мы комбинируем преподавательский состав.
От игры – к реальному проекту
Executive.ru:Какие навыки и как будут отрабатываться с помощью деловых игр?
А.П.: Мы используем несколько лицензионных симуляций, разработанных западными компаниями. На программе они будут применяться для отработки лидерских качеств, практического освоения принципов бережливого производства и вывода на рынок инновационных продуктов. Например, впервые мы будем применять бизнес-симуляцию DiG (Discovery, Innovation and Growth – Открытия, Инновации и Рост), которая совсем недавно пришла из французской школы INSEAD. В ходе этой игры соревнуются две команды, которые должны предложить разным группам потребителей новые consumer goods – например, мобильные телефоны. У разных потребителей есть разные предпочтения по поводу новых характеристик этих товаров. А отдел разработок компании предлагает разные комбинации этих характеристик. Задача: изучить интерес целевой группы к той или иной «фиче» – новому параметру гаджета, а затем оценить финансовые перспективы вывода новики на рынок в зависимости от выбранной комбинации характеристик.
Executive.ru:Кто побеждает в такой игре?
А.П.: Та команда, чье решение обеспечит наибольшую рыночную долю новому продукту и наивысший возврат на инвестиции. В ситуации, которая моделируется, у бизнеса есть инвесторы и потребители. Надо удовлетворить и тех, и других. Симулятор устроен так, что моделирует развитие событий на основе того или иного решения через несколько лет. Компьютерная программа оцифровывает все проекты, и через полчаса становится ясно, какая из команд завоевала больше клиентов, больше продала и при этом получила самую высокую прибыль. Такая игра приучает к системному пониманию того, что инновации - процесс, который, с одной стороны, вызывает интерес аудитории, а, с другой стороны, стоит денег, ресуров. И важно оценивать стоимость каждого инновационного решения. Нужен целостный взгляд на бизнес – и с позиции маркетолога, и с позиции инвестора. Тот самый zoom.
Executive.ru:Какими методами Business Zoom приближает теорию к практике, чужие кейсы к личному опыту?
А.П.: Один из примеров – проектная работа, которую Стокгольмская Школа Экономики тоже внедрила в России одной из первых. Участникам будет предложено решить реальные задачи – или создать новый собственный бизнес или повысить эффективности уже существующего бизнеса по какому-то направлению. И программа будет помогать над этими проектами работать. У нас даже последовательность модулей, учебных блоков построена так, чтобы была возможность последовательно задействовать в своем проекте новые знания. Мы дадим слушателям основы проджект-менеджмента. Мы будем сопровождать каждый проект с помощью тьюторов, которые будут давать советы, фасилитировать этот процесс. И при этом проектная работа будет вестись по принципу crowd-learning: когда все учатся ото всех и все со всеми. Каждый слушатель сделает презентацию своего проекта. И все участники его группы будут обсуждать проблемы, с которыми он может столкнуться, и помогать их решать. Это работа будет идти на протяжении всей программы. Восемь месяцев – как раз то минимальное время, за которое можно качественно подготовить проект. Финальной точкой обучения станет защита проекта перед комиссией школы. А затем выпускники смогут применить готовые маркетинговые, ресурсные и финансовые расчеты в своем собственном бизнесе или в подразделениях, которыми руководят.
Executive.ru:Очень ценно, если в группе можно получить обратную связь по проекту от людей с других рынков – потенциальных клиентов или партнеров.
А.П.: Это обязательно будет. Участие менеджеров из разных отраслей – один из главных принципов, по которым формируется группа.
Executive.ru:Сколько человек в группах?
А.П.: Мы формируем группу размером 25-28 человек. Меньше или больше уже неэффективно. Если меньше, то падает динамика группы и разнообразие отраслевых кейсов участников. Если больше, то теряется качество межличностных взаимодействий и персональный контакт с преподавателями.
Социальный капитал
Executive.ru:Кроме преподавателей, на программу будут приглашаться спикеры-практики. Среди них немало молодых лиц. Кто они?
А.П.: Это наши выпускники, успешно руководящие своими компаниями и бизнес-подразделениями. Уверен, с ними общаться будет интересно.
Executive.ru:Вы целенаправленно стремитесь использовать их опыт?
А.П.: Это концепция Стокгольмской Школы Экономики. Я бы сказал, что она держится на выпускниках. Это наш социальный капитал, который преумножается с каждым годом. Чем он значительнее – тем шире связи школы, крепче позиции в обществе, больше возможностей для развития.
Executive.ru:Стокгольмская Школа Экономики предложит выпускникам программы Business Zoom особые условия поступления на EMBA? Какие?
А.П.: Речь не идет о сокращении программы обучения. На EMBA все дисциплины проходятся в другом формате и объеме, и перезачесть их мы не сможем. Но участники Zoom получат финансовые льготы и преимущественное право поступления. На программу EMBA принимаются не все желающие. Однако выпускникам Business Zoom мы будем только рады. Потому что они уже станут частью нашего сообщества – людьми, понимающими наши ценности, форматы и технологии.